Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд в целях обороны и безопасности страны. В рамках гособоронзаказа поставляют продукцию и в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами - Закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ. Закон регулирует такие закупки.
Все, что связано с вооружением и военной техникой, государство контролирует.
Участники гособоронзаказа:
Госзаказчик
|
Федеральный орган исполнительной власти;Росатом;Роскосмос
|
Головной исполнитель
|
Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
|
Исполнитель
|
Организация (предприниматель), которая:
входит в кооперацию головного исполнителя; заключила контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Как правило, над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть таких исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. Заказчику теперь легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Так как у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ)
|
Уполномоченный банк
|
В открытом списке уполномоченных банков содержится несколько кредитных учреждений. Основным из которых для оборонно-промышленного комплекса является «Промсвязьбанк». Головной исполнитель выбирает уполномоченный банк по согласованию с госзаказчиком (подп. 2 п. 1 ст. 8 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ)
|
Как заключить госконтракт
Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте zakupki.gov.ru в порядке, установленном Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. То есть исполнителя определяют по результатам торгов.
Есть случаи, когда исполнителя утверждают и заключают с ним госконтракт на гособоронзаказ, торги не проводят. Некоторые исполнители не вправе отказаться госконтракта не вправе на основании пунктов 6 и 6.1 статьи 6 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Компенсация расходов на запасы
В госконтракт рекомендуем включить условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, понесенные за счет собственных средств. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Чтобы заказчик возместил расходы на формирование запаса, исполнитель их должен документально подтвердить. Перечень документов, которые исполнитель должен представить:
– заключение о длительности производственного цикла изготовления продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, выданное Минпромторгом;
– расчет фактических расходов (сводный расчет). Рекомендуемая форма сводного расчета приведена в приложении к порядку;
– контракт, в котором есть условие о возмещении понесенных исполнителем за счет собственных средств фактических расходов;
– заключение на фактические расходы, выданное военным представительством Минобороны, закрепленным за исполнителем.
Такой перечень документов предусмотрен пунктом 9 Порядка, утвержденного приказом Минпромторга от 13.02.2017 № 401.
Данные документы исполнитель представляет на бумажном носителе в адрес головного исполнителя. Головной исполнитель рассматривает документы в течение 10 рабочих дней со дня их получения. Если все расходы обоснованны, головной исполнитель принимает положительное решение и направляет исполнителю подписанный сводный расчет и контракт. Если в ходе проверки выяснится, что исполнитель представил неполные либо недостоверные сведения, головной исполнитель направит ему уведомление с указанием причин отказа в возмещении расходов. После того как исполнитель получил уведомление об отказе, он в течение 10 рабочих дней дорабатывает сводный расчет и направляет его снова. Это предусмотрено пунктами 11–13 Порядка, утвержденного приказом Минпромторга от 13.02.2017 № 401.
Отметим, что некоторые ведомства-заказчики по гособоронзаказу могут разработать свои правила подтверждения расходов на запасы.
Идентификация госконтракта и платежи по нему
Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор. В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, заключаемых в рамках данного гособоронзаказа. Он действует на протяжении всего периода исполнения контракта.
При банковском сопровождении код госконтракта содержит:
код госзаказчика; способ определения исполнителя; год заключения госконтракта; год окончания срока действия госконтракта; порядковый номер госконтракта.
Идентификатор указывается во всех первичных, расчетных и платежных документах, связанных с выполнением гособоронзаказа. Так, в платежном поручении идентификатор указывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822).
Нормирование рентабельности (прибыли)
Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, когда формирует прогнозную цену гособоронзаказа, может заложить в цену прибыль не выше нормы. Нормы рентабельности (прибыли) он определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат, указано в положении, утвержденном постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465 (в редакции от 21.05.2022). Это следует из статей 6 и 10 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Чтобы определить рентабельность заказа, исполнитель рассчитывает плановую себестоимость производства. Перечень затрат, которые можно включить в расчет, смотрите в приказе Минпромторга от 08.02.2019 № 334.
Прибыль исполнителя по отношению к затратам организации на поставку (включая производство) продукции должна быть:
не более 1 процента плановых привнесенных затрат; не более 25, но не менее 10 процентов плановых собственных затрат.
Для головного исполнителя плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5 процентов себестоимости продукции, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более. Такие условия установлены пунктом 54 постановления Правительства от 02.12.2017 № 1465.
Расходы на аренду производственных мощностей (цехов, оборудования) для производства продукции гособоронзаказа относят к собственным затратам.
Для обоснования прогнозной цены составьте сметы и расшифровки затрат по формам, приведенным в приложениях к приказу ФАС от 16.12.2022 № 995/22.
Расчеты по гособоронзаказу
Расчеты по гособоронзаказу можно проводить через отдельные счета в уполномоченных банках (спецсчета) или через Федеральное казначейство. Через спецсчета проводят расчеты только по госконтрактам, которые заключены Минобороны.
Открыть спецсчета обязаны головной исполнитель и исполнители в уполномоченных банках. Под каждый гособоронзаказ положено открывать отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с его исполнением, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту.
Главное в бухучете гособоронзаказа – это раздельный учет результатов финансово–хозяйственной деятельности по каждому госконтракту, контракту (подп. 18 п. 1, подп. 16 п. 2 ст. 8, подп. 11 п. 1 ст. 10 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ). Однако сам Закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ не говорит, как именно реализовать такое требование
Что закрепить в учетной политике
рабочий план счетов с аналитикой по госконтрактам; вариант распределения транспортно-заготовительных расходов; порядок распределения расходов на подготовку и освоение производства; порядок распределения затрат на специальные работы или услуги спецподразделений и спецобъектов; решение о формировании (не формировании) ремонтного фонда; порядок распределения общепроизводственных расходов; перечень общехозяйственных расходов; порядок распределения общехозяйственных расходов.
Доходы по гособоронзаказам учитывайте отдельно по каждому госконтракту.
Расходы по гособоронзаказам учитывайте не только отдельно по каждому госконтракту, но и в разрезе калькуляционных статей затрат и экономических элементов. Это необходимо для формирования «полной» себестоимости гособоронпродукции (госконтракта) и выявления резервов ее снижения.
Финансовый результат по гособоронзаказу определяйте отдельно по каждому госконтракту, контракту. Делайте это по Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 19.01.1998 № 47. Формула расчета такая:
Финансовый результат по госконтракту, контракту
|
=
|
Договорная цена по госконтракту, контракту (цена реализации)
|
–
|
Фактические затраты по госконтракту, контракту
|
Показатель «Фактические затраты» в целом соответствует показателям «Себестоимость продаж», «Управленческие расходы» и «Коммерческие расходы» отчета о финансовых результатах. Поэтому финансовый результат по госконтракту, контракту – это «Прибыль (убыток) от продаж» отчета о финансовых результатах.
Делаем вывод: для того чтобы определить финансовый результат по конкретному госконтракту, контракту, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по каждому такому договору. Это следует из положений подпункта 18 пункта 1, подпункта 16 пункта 2 статьи 8, подпункта 11 пункта 1 статьи 9 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ, пунктов 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 19.01.1998 № 47.
Подтверждение фактических расходов
Исполнители гособоронзаказа должны представлять по требованию заказчика документы, которые подтверждают фактические расходы на исполнение заказа (подп. 19 п. 1 ст. 8 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ). Заказчики могут потребовать подтвердить расходы:
– по отдельным этапам выполнения заказа, работам или заказу в целом;
– предыдущим заказам – для обоснования цены на будущие заказы.
Документы, которыми исполнитель подтверждает фактические расходы, можно условно разделить на две группы:
– первичные учетные документы;
– сводные отчеты, накопительные регистры, карточки фактических затрат.
Что касается первичных документов, то здесь действуют общие правила. Организация вправе составлять первичные документы по типовым формам или самостоятельно разработанным формам.
По каждому контракту составляйте отдельный отчет о его исполнении. Форма отчета утверждена постановлением Правительства от 19.01.1998 № 47.
Для оперативных целей отчетные материалы госзаказчик может затребовать не только по окончании всех работ, но и в процессе исполнения контракта.
Ответственность
За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность в силу статьи 15 Закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Информация подготовлена с использованием ресурса БСС Система Главбух
"Бухгалтерская энциклопедия "Профироста"
11.05.2023
Информацию на странице ищут по запросам: гособорон заказ, раздельный учет, учетная политика, 275-ФЗ