Любая организация сталкивается с ситуацией, когда у нее возникает необходимость предъявить претензию контрагенту с требованием устранить недостаток.
Претензия право, не обязанность.
Причины могут быть разные: отгрузка некачественного товара, нарушение срока поставки, и других обязательств по договору или нормы закона.
Сроки предъявления прописываются в договоре.
Специального бланка претензии не существует, поэтому ее предъявляют в письменной произвольной форме, с указанием какие обязанности не исполнил контрагент, или что конкретно было нарушено. В претензии предлагается выход из сложившейся ситуации. Например: уведомление о расторжении договора с требованием вернуть аванс.
В претензии можно предъявить несколько требований одновременно:
- оплатить санкции за нарушение условий договора
- возместить убытки
- вернуть оплаченный, но не отработанный аванс
- оформить возврат
- провести замену продукции
- устранить дефекты
- снизить цену, провести уценку
Шаг 1: При предъявлении претензии, своевременно известить контрагента о том, что выявлено нарушение условий договора
Например: Покупатель уведомил продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве упаковке товара в срок, предусмотренный законом (или договором). В случае если такой срок не установлен, – в разумный срок после того, как нарушение было быть обнаружено.
Шаг 2: Контрагент обязан рассмотреть претензию. Срок для этого может быть установлен законом, договором или обычаем делового оборота.
Шаг 3: Реакция контрагента. Контрагент, которому организация выставила претензию, может признать ее или отказаться от признания. Либо продолжить деловую переписку с целью получить дополнительную информацию или доказать отсутствие вины.
Шаг 4: Если контрагент оставил без рассмотрения ранее направленную ему претензию подать исковое заявление в суд.
Чтобы претензию рассмотрел суд, важен сам факт досудебного (претензионного) разбирательства между сторонами.
Шаг 5: Если должник признает претензию, то необходимо учесть претензию в учете.
Расчеты по признанным контрагентами претензиям учитываются на счете 76.2 «Расчеты по претензиям».
Пример:
Дебет 76.2 Кредит 91.1 – начислена неустойка за нарушение срока оплаты товара;
Дебет 51 Кредит 76.2 – получена неустойка.
Сумма облагается налогом на прибыль (или УСН).
"Бухгалтерская энциклопедия "Профироста"
март 2024
Информацию на странице ищут по запросам: расчеты по претензиям, досудебное урегулирование претензии, начисление санкций по договорам, обращение в суд по претензии